Введение утилизационного сбора на импортную сельхозтехнику и машины в Казахстане в 2916 году привело к значительным изменениям на рынке. Как сообщают «Известия», с одной стороны, ожили собственные производители. Только за первые шесть месяцев 2020 года на казахстанских заводах произвели вдвое больше тракторов, чем в 2019 году. С другой стороны, зарубежные производители начали приземляться в Казахстане.

 

Утильсбор – это своего рода налог, необходимый для защиты собственной промышленности. Автопроизводители и официальные импортеры оплачивают его при ввозе и регистрации в страну транспортного средства, но первым он возвращается обратно. В конце февраля правительство республики объявило о снижении ставки утильсбора на импортную сельхозтехнику и машины на 50%, но местные активисты все равно остались недовольны.

 

Главный бенефициар отмены утильсбора – американский производитель сельхозтехники John Deere. Компания с середины 1990-х годов присутствует на рынке Казахстана, все обещая открыть собственное производство в республике, но дальше слов дело не идет. Зато под эти обещания американцы на протяжении не одного десятилетия получают всевозможные льготы для импорта техники. И им крайне невыгоден утильсбор.

 

«Примечательно, что в стране развернулась кампания по отказу от утильсбора, – пишут «Известия». – Главными критиками налога стали не эксперты или производственники, а связанные с американскими институтами блогеры и общественные деятели». Один из наиболее заметных противников платежа — Санжар Бокаев. Сам он называет себя политологом, предпринимателем и «производственником». Известно, что Бокаев еще в 2016 году входил в попечительский совет журнала, финансируемого фондом Сороса.

 

Отмечается и характерный стиль проамериканских лоббистов. Те пытаются активно взаимодействовать с общественностью, вовлекают аудиторию в противостояние с чиновниками. Координируется работа через соцсети, запустили в интернете кампанию «Нетутильсбору», в феврале 2022 года даже объявили о создании партии. При этом понятно, что Казахстану, как и другим постсоветским странам, надо защищать свой рынок, свое машиностроение. А для этого приходится возводить барьеры на пути импорта и поддерживать местного производителя.

 

Между тем аграрии поддерживают сохранение утильсбора. «Если отменить платеж, то отечественный автопром окажется под ударом, произойдет наплыв автохлама. Старая техника — всегда риск для аграриев. Ремонт машин, особенно старых обходится очень дорого, это приводит к повышению расходов сельхозпроизводителей и росту цен. Если аграрии не смогут компенсировать эти расходы, то вынуждены будут закрыться», — говорит гендиректор специализирующейся на сельхозтехнике ГК «Вираж» Ермек Ескергенов.

 

При этом, как отмечает вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев, «правительство постарается утвердить новые ставки утилизационного сбора на автотранспорт к 1 маю». Его заявление цитирует казахский портал «Орда».