Несмотря на попытки государства навести порядок на фармацевтическом рынке, пациенты регулярно сталкиваются с тем, что в аптеках попадаются странные препараты, качество и происхождение которых сложно понять. Например, в «НГ» обратился читатель, обнаруживший препарат «Рофлокс-скан» (лекарство с таким названием производит индийская компания «Скан Биотек Лимитед»), на упаковке которого был указан номер не существующей в действительности лицензии. Причем, как обнаружили СМИ, подобный номер указан на упаковке еще нескольких препаратов, которые производят те же индийские фармацевты. Судя по этим признакам, можно предположить, что в аптеках оказался фальсификат, и главный вопрос – ответит ли кто-то за появление в продаже таких препаратов.

Странности с индийскими препаратами «Тропикам», «Ротима», «Глаукопт» (применяются в офтальмологии) и «Рофлокс-скан» (антибактериальное средство) обнаружили не только читатели «НГ», но и издание InterRight, которое постаралось разобраться с документацией этих средств. «Если внимательно изучить упаковку этих лекарств, а затем обратиться к документации выясняется, что лекарственный препарат «Тропикам» имеет регистрационное удостоверение № ЛП-004624 и номер лицензии производителя RAJ/ALW/75-A, а на упаковке при этом указана совсем другая лицензия № TS/MDL/2018-37573. То же самое и с лекарственным препаратом «Ротима» – регистрационное удостоверение № ЛП-003381, номер лицензии производителя RAJ/ALW/75-A, а на упаковке указана лицензия № TS/MDL/2018-37573. Смотрим далее – лекарственный препарат «Глаукопт», регистрационное удостоверение № ЛП-004438, номер лицензии производителя RAJ/ALW/75-A, при этом на упаковке указана все та же лицензия № TS/MDL/2018-37573. Подобное несоответствие имеется и у лекарственного препарата «Рофлокс-Скан», регистрационное удостоверение № ЛП-003526, номер лицензии производителя 11/UA/LL/2013, а на упаковке указана лицензия № TS/MDL/2018-37572.», – отмечает сегодня издание.

Нужно отметить, что подобные ошибки или неточности в таком важном деле как фармацевтика недопустимы. Неслучайно с п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 12. 04. 2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» устанавливает, что лекарственные препараты должны поступать в обращение, если на их упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны не только название лекарства, наименование его производителя, номер серии, дата выпуска, номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи.

Перечисленные препараты производятся индийской компанией «Скан Биотек Лимитед» (по данным InterRight,  контролируется индийским бизнесменом Салилом Шриваставой) на основании определенной лицензии. И если перед нами препарат, на упаковке которого указан абсолютной другой номер лицензии, совершенно логичен вывод, что лекарственное средство может быть сфальсифицировано. Ведь если номера лицензий расходятся, то невозможно установить производителя, состав, действующее вещество вышеуказанных средств. Непонятно из какого сырья они произведены, имеют ли лечебный эффект и вообще – безопасны ли они для здоровья потребителей.

Отметим, что уполномоченным лицом, осуществляющим выпускающий контроль качества за такими лекарственными препаратами как «Глаукопт» и «Тропикам» является компания «Розлекс Фарм». Именно она отвечает, чтобы эти медикаменты были безопасны в РФ и у нее «НГ» постаралась узнать, каким образом в оборот могли попасть лекарственные препараты, похожие на фальсификат.   В компании получили запрос «НГ» по поводу обнаруженной потребителями ситуации и заверили, что изучают обстоятельства дела, однако ответа на поставленные вопросы так и не дали. Компания «Скан Биотек Лимитед» на направленные вопросы не отреагировала.    Между тем,  InterRightобращает внимание на странную связь: «При этом претензии по поводу препаратов должна принимать компания «РОЗЛЕКС ФАРМ», директором которой является Самир Шривастава, как водится в индийском кино – брат того самого Салила. Да и бывшим владельцем регистрационных удостоверений является фармкомпания «Роутек Лимитед», которой также руководит Самир Шривастава. Можно ли надеяться на то, что в этом кругу родственников удастся найти виновного?   Очевидно, что брат, контролирующий качество и законность продажи препарата, не будет мешать своему родственнику, который производит лекарство. Зачем рушить выгодное дело?», – задается вопросом издание.

Врачи отмечают, что употребление фальсифицированных лекарств может по-разному подействовать на пациентов в зависимости от диагностированного заболевания и от состояния больного. «Для диабетика может быть смертельно, если он употребит фальсифицированный инсулин, который не подействует. В моей практике встречается, например, что человек начинает при гнойной фолликулярной ангине употреблять купленный в аптеке «антибиотик», а он не работает, и состояние пациента ухудшается, могут развиться осложнения, которые угрожают жизни», – рассказывает врач-невролог Валерий Ли-Юн.

Как отмечают эксперты, большие проблемы могут возникнуть при употреблении фальсифицированного «Тропикама». Дело в том, что этот препарат популярен среди наркозависимых – попытка использовать средство неизвестного происхождения и с неизвестной дозировкой действующего вещества может привести даже к гибели человека.

Между тем, в России в последнее время многое делается для того, чтобы бороться с фальсифицированными лекарствами. С 1 января 2020 года маркировка лекарств станет обязательной для всех участников рынка. Любой посетитель аптеки, не отходя от кассы, просканировав код маркировки сможет узнать всю информацию о лекарстве: где и кем оно произведено, номер партии, уникальный номер товара.

Но и сейчас законных мер для наказания виновных достаточно. Указание ложных сведений о лицензии нарушает и положения ч. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которыми изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Закон также запрещает ввоз в РФ фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств, – подобные медикаменты подлежат изъятию и последующему уничтожению или вывозу из страны. При этом компании, которые будут признаны виновными в производстве, продаже или ввозе на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств могут быть наказаны – например, оштрафованы на сумму 1-5 млн рублей, также их деятельность может быть приостановлена.

Если же препараты были ввезены в Россию с нарушениями при таможенном оформлении, это также становится предметом внимания закона, отмечают юристы. Согласно КоАП РФ, за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений юридические лица могут быть оштрафованы на 50-100 тыс. рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения. При этом Уголовный кодекс за производство, сбыт или ввоз на территорию РФ фальсифицированных лекарственных средств или медицинских изделий, предусматривает наказание в виде принудительных работ или лишения свободы на 3-5 лет.

Возникает вопрос, будут ли наказаны те, кто изготовил и  должен был контролировать качество четырех лекарств непонятного происхождения, продаваемых как индийские, – сказать сложно. Остается только предполагать, к каким последствиям для здоровья пациентов может привести наличие в аптеках таких препаратов и сколько больных уже пострадали от фальсификатов.

https://www.ng.ru/economics/2019-07-08/100_farmacy080719.html