В марте 2023 года министр по делам молодежи Республики Татарстан Ринат Садыков в своем докладе заявил, что основу работы министерства составляют государственные программы, обеспечивающие работу с различными категориями молодежи, отдавая приоритет программе профилактики социально негативных явлений. Ведь молодежь была и остается важнейшим человеческим капиталом республики, она активно участвует в решении важных государственных задач, в том числе задаче сохранения культуры Татарстана.

На этом фоне недавние события приобретают грустный символизм, так как, как пишет НГ.ru, в ночь на 29 апреля прошла вечеринка Фокус, иммерсивное шоу с солидным диджейским составом и возможная распродажа алкоголя и табака в Казанском цирке, учреждении культуры республиканского значения, с большим размахом и с большим общественным резонансом. Организаторы опровергают информацию об употреблении алкоголя и курении на арене. Однако, как пишут СМИ, алкоголь и электронные сигареты действительно продавались в фойе цирка, а гости танцевали и на самом манеже.

«Не этим нужно привлекать, - убежден cоветский и российский цирковой артист-дрессировщик, Народный артист Российской Федерации, Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства Николай Павленко. – Нужно повышать культуру зрелищ, по-настоящему показывать людям цирк. Сегодня цирковое искусство становится открытым, выходит к людям, которые с нетерпением ждут открытых репетиций и премьер цирковых спектаклей по всей стране».

И действительно: современные цирковые программы искусно воплощаются в грандиозных шоу для зрителей всех возрастов. Русский цирк является заметным творческим явлением в мировом художественном пространстве и имеет свои уникальные традиции, художественные открытия, трюковые ноу-хау, а также другие авторские разработки, завоевавшие мировое признание и распространение. Цирковые представления с участием российских артистов имеют широчайшую географию, их количество и зрелищность постоянно отмечаются на международных конкурсах и фестивалях.

По мнению генерального директора Большого Московского цирка, Народного артиста Российской Федерации Эдгарда Запашного, залог успеха российского цирка как бренда заключается в том, что все независимые друг от друга структуры эффективно между собой взаимодействуют: «Сегодня цирки объединяются идейно и финансово, происходит обмен артистами, циркуляция гастролей, приглашения на фестивали и другие значимые мероприятия. Ключевым для всех нас должны быть сотрудничество и союзничество».

На самом деле цирк в России с его столетней историей – это настоящий культурный бренд и один из символов культурного наследия нашей страны. Он был и остается предметом нашей особой гордости. А проведение подобных мероприятий на территории цирка, видимо, не только ставит под угрозу российский цирк как мировой бренд, но и нивелирует все попытки республиканского правительства вести соответствующую поставленным задачам молодежную политику.

Николай Павленко считает такие вещи недопустимыми: «Цирк пережил времена, когда помещения сдавались под проведения мероприятий, не имеющих ничего общего с понятием «культура», цирк выстоял. И сегодня эта история не должна повториться. Мы помним времена, когда при входе в цирк деятели культуры снимали головной убор, потому что было уважение к учреждению, к общему делу. Мы воспитаны на примерах таких людей».

А разве могут привить людям чувство бережного отношения к объектам культуры и искусства те, у кого оно атрофировано, разве служат подобные мероприятия повышению уровня культурной активности жителей Республики, разве может глава культурного учреждения воспринимать его как производственное помещение, а не как место для семейного досуга? И как подростки могут относиться к культурным мероприятиям, какая мотивация их посещения может быть заложена теми, кто является авторами этих антикультурных акций? Молодежь, принявшая участие в ночном мероприятии в здании Казанского цирка, может не понимать этого в силу отсутствия у них чувства сопричастности, но если руководитель такого уникального учреждения культуры, как цирк, не понимает, что такие действия обесценивают истинное предназначение цирка, то он, возможно, профессионально непригоден.

Эдгард Запашный подчеркивает, что Казанский цирк был и остается независимым хозяйствующим субъектом, однако он по-прежнему зависим от качественных программ, работающих на постоянной основе. А самые сильные и мощные профессиональные коллективы и лучшие в стране программы, по мнению эксперта, производят только три структуры в стране: компания Росгосцирк, Большой Московский цирк и цирк Никулина на Цветном бульваре. «Руководство казанского цирка в обозримом будущем может столкнуться с серьезным спадом посещаемости цирка, поскольку отказ от сотрудничества с ведущими цирковыми структурами страны привело к тому, что казанский зритель уже сегодня не имеет возможности видеть эти шоу у себя в республике», – считает глава БМГЦ.

Но что именно побудило руководство Казанского цирка организовать мероприятие, граничащее, по словам Запашного, с вакханалией: отсутствие программ и потеря конкурентоспособного продукта или желание идти в ногу со временем? Но именно последнее означает: сделать искусство творческим, неразрушающим, современным и интересным для детей и подростков. И в этом аспекте важна способность цирка, одного из немногих учреждений культуры, говорить с молодежью на понятном ей языке. Это значит, что есть только один способ приобщения молодежи к цирку: через формирование творческой среды и создание новых, современных, технологичных и захватывающих представлений, которые будут не только познавательно-развлекательными, но и познавательно-образовательными. Воспитательный характер будет противоречить принципу развития учреждения культуры и сохранения его репутации и культурно-досуговой привлекательности.