Эксперты все чаще обсуждают проблему независимости Центрального банка от других органов власти. Так, ЦБ одни банки уничтожает, а в другие вливает миллиарды. Эксперты объясняют жестокость регулятора законами о регулировании деятельности ведомства, - сообщает «
Закона всего два: Конституция 1993 года и закон о ЦБ РФ от 2002-го. В Конституции отмечается, что главная функция Банка России — защита и обеспечение рубля. ЦБ принимает решения независимо от других ведомств, - комментирует руководитель Центра научной политической мысли и идеологии Степан Сулакшин и отмечает, что доходы от деятельности ЦБ не перечислялись в государственный бюджет до недавнего времени, а распределялись между менеджерским составом Центробанка.
По утверждению профессора МГИМО Валентина Катасонова, Банк России наделен излишними полномочиями по регулированию деятельности финансового, страхового и пенсионного рынка.
Что качается самого закона о ЦБ РФ, там также отмечается, что ведомство независимо от других органов власти и даже от государства. Центробанк владеет и распоряжается имуществом ЦБ, включая золотовалютные резервы, - отмечает Катасонов. Однако, «работа» ведомства может привести к печальным последствиям.
О том, что необходимо лишить Центробанк независимости говорили еще летом. В частности, депутат Госдумы Евгений Федоров предлагал подкорректировать ряд законов и подчинить ведомство хотя бы Генеральной прокуратуре.
Возможно, правоохранители и сами обсуждают пути решения этой проблемы, но пока чиновники ЦБ показывают свою вседозволенность и неуязвимость. Так, летом Генпрокуратура опротестовала приказы ЦБ в отношении банка «Югра» и вызывала на беседу зампреда ЦБ Поздышева. Чиновник сбежал во Францию, гражданином которой он является. Спустя два месяца Поздышев вернулся в Россию, но правоохранители уже не приглашали его на беседу.
Впрочем, регулятор доволен своим независимым статусом, а некоторые чиновники даже получают от этого дивиденды. Неудивительно, что золотовалютные резервы страны они тоже причисляют к своей прибыли. Кто и как лишит ЦБ вседозволенности, пока остается только гадать.