15 ноября началась публичная проверка новых справочников средней стоимости запчастей на сайте Российского Союза Автостраховщиков (РСА). На данный момент действуют справочники, вступившие в силу 19 октября, которые учитывают поправки в Единую методику расчета, внесённые Банком России 11 сентября. Нововведение позволило учитывать цены только на сертифицированные аналоги в случае отсутствия оригинальных деталей на рынке. Такая мера была принята с целью учета актуальной ситуации на рынке автозапчастей и сдерживания подорожания полисов ОСАГО на фоне кризиса.

По данным РСА, рост стоимости запчастей был отмечен в справочнике ещё 19 июня. Тогда средний ценник на детали некоторых иностранных производителей вырос более, чем на 50%, а рост цен на запчасти наиболее популярных зарубежных марок составил около 30% с начала 2022 года. Справочник от 19 сентября зафиксировал незначительный рост стоимости в пределах 3%. В октябрьской же версии средняя цена на запчасти показала спад примерно на 3%, то есть фактически вернулась к июньским показателям. Средняя выплата по итогам 9 месяцев 2022 года составила 74 296 рублей, что на 7% выше показателей за тот же период прошлого года.

При этом ввоз в страну через альтернативные каналы поставок затруднителен. Пока ситуация с параллельным импортом не улучшится, в таких условиях сложно производить натуральное возмещение по ОСАГО в установленный законом срок в 30 календарных дней.

«Как уже было сказано, если сравнить справочник от 19 октября с версией справочника от 19 марта, составленной до ухода зарубежных производителей, то можно увидеть, что рост средней стоимости запчастей, хоть и замедлился, но по-прежнему сохраняется в пределах 29%, требуя принятия дальнейших решений во избежание резкого роста стоимости ОСАГО для автовладельцев. Одним из таких решений стало расширение тарифного коридора на 26% в обе стороны для большинства категорий автомобилистов, которое произошло 13 сентября», - напомнил координатор движения «Общество синих ведёрок», Петр Шкуматов.

По мнению эксперта, данная мера помогала сегменту ОСАГО буквально усидеть на двух стульях, а именно: сохранить приемлемую стоимость полисов «автогражданки» для безаварийных автовладельцев и в то же время принять необходимые меры для стабилизации кризисной ситуации на фоне подорожания запчастей. Другими словами, страховщики получили возможность покрывать вызванные кризисом убытки по высокорисковым сегментам автомобилистов, а стоимость полисов ОСАГО для аккуратных водителей, которых на российских дорогах подавляющее большинство, продолжать удерживать на стабильном уровне.

Хотя многие автомобилисты следят за ситуацией на рынке и понимают обоснованность принятых решений, некоторые опасаются подорожания страховки и не понимают сути изменения порядка учета стоимости запчастей. Петр Шкуматов объяснил и это антикризисное нововведение:

«Что касается изменений в Единой методике, то из-за ухода зарубежных производителей стоимость комплектующих для многих автомобилей резко увеличилась, что неизбежно вело к росту цены на полисы. Именно поэтому было принято решение учитывать в справочнике запчастей только стоимость сертифицированных аналогов при отсутствии на рынке «оригиналов», что способно сдержать подорожание полиса.

Поскольку еще в июле средняя выплата выросла на 13% (до 80,8 тыс. руб.), при том, что увеличение средней премии оставалось в пределах 10% с инфляцией в 15%, то есть цена на полис практически не выросла, можно сделать вывод, что ситуация вряд ли изменится сейчас, когда удалось сдержать рост цен на запчасти».

Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает:

 «Справочники средней стоимости запчастей обновляются не реже раза в три месяца. Поучаствовать в публичной проверке и актуализации цен на запчасти может каждый автомобилист, поскольку такая функция доступна на сайте РСА в разделе «Актуализация справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ».