Согласно различным исследованиям, почти половина населения нашей страны готова совершить спонтанную покупку в магазине. Кроме того, значительная часть случаев непредвиденных расходов приходится на период проведения акций в розничных сетях, особенно во время новогодних распродаж. Спонтанные траты можно найти как в традиционных магазинах, так и на онлайн-платформах.

Статистики отмечают, что доля спонтанных покупок также различается для разных категорий товаров. Кроме того, после введения ограничений по коронавирусу популярные товары были заменены другими. До пандемии у населения в основном были незапланированные покупки продуктов питания, одежды и предметов домашнего обихода, с 2020 года - дезинфицирующие средства, мыло и другие моющие средства, а также консервы возглавляли список спонтанных покупок. Эти данные предоставлены «Дни.ру».

Один из основателей торговой сети Fix Price Сергей Ломакин отмечает, что спонтанность покупок часто является следствием желания людей получать положительные эмоции. Кроме того, немаловажным фактором является чувство победы, которое испытывает человек, если товар успешно приобретен. Однако нередко спонтанно купленный предмет становится ненужным, разочаровывая своего владельца.

«Дни.ру» публикует данные исследования, согласно которым доля спонтанных покупок колеблется от 40 до 80%. Стремление к незапланированным покупкам также имеет научную основу. Психологи выделяют несколько причин, которые могут привести к спонтанным тратам. Один из них - наследственность. Кроме того, специалисты отмечают, что есть категория покупателей, которой движет желание побаловать своего внутреннего ребенка. Также импульсивность, в том числе когда дело касается покупок, может быть связана с повышенным уровнем тревожности и низкой самооценкой.

Конечно, среда магазина, в которой производится выбор, играет важную роль в желании купить тот или иной товар. Сергей Ломакин отмечает, что для привлечения покупателей ритейлерам необходимо продумать цветовую гамму и дизайн витрин, а также световое и музыкальное сопровождение. Выбор товара должен вызывать у покупателя положительные эмоции. Кроме того, исходя из своей истории покупок, магазины часто предлагают своим покупателям специальные выгодные предложения - в этом случае потребитель может купить то, что ему действительно нужно, по хорошей цене.

Несмотря на любовь россиян к покупкам, в том числе к спонтанным покупкам, экономический фактор также приобретает все большее значение. В условиях пандемии многие были ограничены в финансовом отношении, поэтому решение о покупке иногда зависит не только от желания, но и от возможностей потребителя. Именно поэтому россияне больше внимания уделяют рекламной продукции, которая продается по сниженной цене. Однако финансовые эксперты не рекомендуют спешить с покупками, например, чтобы успеть до окончания акции. Специалисты считают, что, как правило, это рекламный жест и человек успевает принять правильное решение о покупке продукта.

Справка:

Сергей Ломакин – известный представитель российского ритейла, входит в число основателей одного из первых в стране продовольственных дискаунтеров – сети «Копейка», которую он возглавлял до 2007 года. В дальнейшем Ломакин переключился на новые перспективные проекты в области розничной торговли, основав совместно с зарубежными партнерами глобальную инвесткомпанию, фокусом интересов которой стали ритейл-стартапы. Так, при непосредственном участии бизнесмена в нашей стране были запущены такие мощные сети как Modis, ЦентрОбувь и FixPrice. Сеть магазинов низких фиксированных цен FixPrice сегодня является крупнейшей в России и активно выходит на глобальный рынок. Количество ее торговых точек в настоящий момент составляет 4700.