Прошла уже неделя с момента государственного переворота в Гвинее. События, которые происходили в это время в западноафриканской стране, показывают, что никто особенно не огорчился, когда военная элита во главе с полковником Мамади Думбуйя сместила ставленника Франции президента Альфа Конде. Недовольные заявления звучат только из Европейского союза, где Елисейский дворец пытается собрать «группу поддержки», чтобы вернуть на прежнее место свои «активы» в африканской политике.

В том, что народ спокойно отнесся к государственному перевороту, нет ничего удивительного, считает профессор кафедры дипломатии МГИМО, генерал КГБ в отставке Николай Леонов: Конде за десять лет своего правления сильно утомил народ коррупцией и пренебрежением к элементарным потребностям населения Гвинеи в угоду своим французским покровителям. 

«Коррупция и абсолютная отрешенность от насущных нужд населения, — считает Леонов, — как раз и вызывает у общества такую реакцию».

Именно благодаря этим факторам переворот 5 сентября произошел настольно легко, несмотря на то, что Альфа Конде считался «самым охраняемым главой государства в Африке». Подготовленные бойцы спецназа легко рассеяли сопротивление охранявшей президента республиканской гвардии и арестовали Конде.

При смещенном президенте демократия в Гвинее работала в качестве прикрытия для интересов западных государств — в первую очередь Франции, бывшей метрополии, которая когда-то владела африканской страной как своей собственностью. Сейчас, уверен Леонов, народ гораздо больше доверяет армии, в которой видит независимую и неангажированную структуру.

«Она во многих странах является не только защитницей суверенитета, как это значится в документах, но и представительницей интересов народа. Потому, что больше не к кому обратиться. Военнослужащие часто встают во главе таких переворотов. Они проходят либо бескровно, либо с малыми жертвами, потому что там не втянуты какие-то социальные слои, крупные политические кланы и так далее», — указал профессор МГИМО.

А вот силам, связанные с Францией, на Черном континенте рады все меньше: и сказывается не только колониальное прошлое, но и неоколониальное настоящее — веками метрополия наживается на странах Африки, практически ничего не отдавая взамен.

«Смена государственной власти, особенно профранцузской, воспринимается народом положительно. Франция уже потеряла Центральноафриканскую Республику и Мали, — напомнил Николай Леонов. — А недовольство франкофонией — дело очень серьезное».

В новых условиях общество и политики в африканских странах все чаще смотрят в сторону других центров силы. Россия уже завоевала значительное доверие на континенте — как благодаря форуму Россия-Африка, так помощью ЦАР, где с помощью Москвы удалось в короткие сроки навести порядок.

Со своей стороны российские политики настаивают на необходимости прекращения внешнего вмешательства во внутреннюю жизнь африканских стран, о чем заявлял глава Совбеза РФ Николай Патрушев. В новой эпохе Россия намерена налаживать со странами Африки равноправные и взаимовыгодные отношения, подчеркивал глава российской дипломатии Сергей Лавров, не допуская хищнической политики, которую до сих пор пытаются вести страны Запада.