Уже почти год журналист и общественный деятель Евгений Примаков является главой Россотрудничества — ведомства, продвигающего интересы страны за рубежом и развивающего концепцию «мягкой силы» государства.

Несмотря на намерения руководителя по реформированию федерального агентства и его обещания сделать работу органа более успешной и продуктивной, за такой срок успеха в этом добиться не удалось. Напротив, к уже существовавшим проблемам добавились новые, а инициативы ведомства не оправдывают вложений.

Ключевыми недостатками Россотрудничества сейчас является нецелевое расходование бюджетных средств и коррупция.

В период работы Примакова агентство было реорганизовано: проектами из областей науки, культуры, образования и гуманитарной работы теперь занимаются профильные управления, в то время как правовая и финансовая стороны находятся в ведомстве бэк-офиса. Эта система привела к утрате согласованности в организации.

Проблема коррупции наслаивается на недостаточность бюджетного обеспечения, которое ежегодно составляет около 4 млрд рублей. При этом рассмотрение даже небольшой выборки из курируемых Россотрудничеством проектов заставляет задуматься о противоречивости работы агентства и неразумной стратегии руководства.

Так, одной из самых первых больших инициатив, направленных на улучшение имиджа ведомства, стало сочинение второго названия.

Соответствующий конкурс был открыт в декабре 2020 года и продолжился до марта 2021 года. Ключевыми параметрами для нового имени агентства были легкость произношения и запоминаемость.  В результате победителем стало название «Русский Дом», которое, впрочем, уже давно использовалось по всему миру в зарубежных представительствах. На этом фоне вся инициатива по объявлению трехмесячного конкурса становится сомнительной.

Другой шаг Примакова — изменение сайта Россотрудничества. Глава федерального агентства лично выступал с критикой старой версии официального ресурса.

«Мне сложно себе представить человека в здравом уме, который из любви к знаниям пошел бы читать сайт Россотрудничества. Сайт должен быть интересным, это должно быть медиа», — заявлял Евгений Примаков.

Через год и этот план не был полностью реализован: хоть ресурс и бол обновлен, он так и не приблизился к статусу современного сетевого издания с актуальным контентом — лента новостей в последний раз обновлялась в марте 2021 года.

Спустя почти год сайт выглядит чуть обновленным – но все так же безыдейным. Вместо обещанного увеличения количества интересного и всеобъемлющего контента мы видим список анонсов ведомства – и сильно устаревшую ленту новостей (последние посты в ней датируются 13 марта). Кроме того, остро выделяются проблемы верстки сайта: неравномерно поставленные окна постов и разновеликие шрифты.

Если говорить о выполнении Россотрудничеством его прямых обязанностей — социальной и гуманитарной работе за пределами страны — то и тут реальность расходится с заявленными намерениями руководства.

Ранее агентство неоднократно критиковали за выпуск низкопробной массовой продукции примитивного содержания. Неодобрительно отзывались об этом сторонники и «левых» и «правых» взглядов. Даже сам Примаков такую деятельность организации называл «балалаечной дипломатией» и обещал избавить ведомство от этой «бессмысленной показухи».

Но несмотря на эту риторику главы ведомства, количество такого рода китчевых мероприятий не снизилось.

Если конкретнее оценивать работу Россотрудничества, то для примера можно выделить еще несколько инициатив.

Так, в Замбии работает организация Kalingalinga Girls, которая должна бороться за права женщин в стране — до сих пор ее проекты так и не привлекли инвесторов. Другой проект агентства — празднование 76 годовщины победы в Великой Отечественной войне в Сингапуре, которое заключалось в показе фильма «Подольские курсанты». Также 1 июня в Ереване Россотрудничество выпустило комикс-букварь «Учим русский с Грибоедовым» для армянских детей, который помимо изучения букв знакомит их с историей РФ и биографией автора пьесы «Горе от ума».

Вряд ли такого рода инициативы действительно можно считать «мягкой силой» государства. Их значение, к сожалению, незначительно, так что для пиара организации вновь используется «балалаечная дипломатия».

В результате же недостаточно ответственное отношение к работе агентства приводит к непоправимым потерям за рубежом. И речь в данном случае идет уже не о провале отдельных проектов, а о целых странах.

Например, весной филиал Русского Дома в Киеве был полностью закрыт. Причиной тому стал скандал, разразившийся в результате очередного поэтического вечера, где литератора Тараса Шевченко назвали «российско-украинским писателем». Это вызвало недовольство со стороны главы Минкульта Украины Александра Ткаченко, а в результате закончилось введением санкций против Россотрудничества.

Представители организации заявили, что пандемия коронавируса научила мир использовать онлайн-коммуникацию и пообещали проводить мероприятия для украинцев в Сети, однако ни одного такого мероприятия проведено не было.

В настоящее время ведомство фактически не выполняет возложенную на него задачу, ограничиваясь формальными проектами.

При этом оно исправно расходует весь свой бюджет, однако на что — не известно. Отчетные данные организации ща период с конца 2020 до настоящего времени скрыта. И если информацию за период с 2015 по 2020 год еще можно найти, то реформы Евгения Примакова положили конец открытости данной системы. Причина такого шага до сих пор не ясна.