В статье предпринимателя Олега Волина рассматривается интересная проблема - отсутствие доверия в современном бизнес-сообществе. Волин рассматривает «доверие» как основу для нормальных бизнес-отношений, которые должны вытекать из обычных человеческих отношений, то есть морально-этические нормы должны влиять на торговлю и экономику в целом. С этим трудно не согласиться. По мнению автора в России (и в мире) традиционные общечеловеческие ценности если не утрачены, то в значительной мере размыты и обесценены. Отсутствие непосредственного контакта между людьми в бизнесе рождает недопонимание и угрожает стабильности экономических процессов.

Потеря доверия между участниками рыночных отношений приводит к паническому желанию застраховать свой бизнес от убытков любыми путями. Это приводит к росту армии юристов, адвокатов и финансовых консультантов, которые тратят средства клиентов на проверку финансового состояния и возможной надежности потенциальных партнеров. Волин справедливо отмечает, что эта «армия» не является гарантией чистоты сделок и стабильности рынка. Газовый конфликт в Европе и антироссийские санкции являются результатом недоверия между партнерами, которое приводит к дестабилизации мировой экономики. Помимо экономических потрясений, растет и социальная нестабильность, которая опять же является результатом отсутствия доверия между людьми различных социальных групп с разным материальным положением.

На этом фоне, считает Олег Волин, Россия могла бы обрести стабильность, обратившись к своим традициям. В этом плане, она является ярким примером – до начала Первой мировой войны страна была образцом устойчивых социальных отношений, основанных на старых традициях и обычиях. Не древних, библейских, а именно русских старинных традициях, сформировавшихся на территории России за ее многовековую историю. Одной из таких устойчивых традиций были честность и порядочность в деловых отношениях, которые обеспечивали внутреннее и внешнее развитие российского государства.

Основными «бизнесменами» дореволюционной России были купцы и промышленники, которые в своей деятельности ориентировались не только на получение прибыли, но и на сохранение старинного «купеческого» уклада торговой жизни. Такой уклад позволял работать на доверии к партнеру, без оформления строгих договоров, без предоплаты и расписок. Порядочность в деловом общении значительно ускоряла процесс торговли и являлась гарантией сделок. Купеческое слово было надежнее любых договоров и расписок.

Конечно, полностью вернуть «купеческий уклад» не удастся, и это не нужно, но вернуть доверие в деловой жизни можно и нужно. Стабильные доверительные отношения в бизнесе - это стабильность в обществе и экономике, это нормальное поступательное движение страны на фоне европейских кризисных провалов.