Торговые сети отчитались о росте продаж в онлайн по итогам 2020 года, пишет газета «Известия». Так, некоторые ритейлеры демонстрируют пятикратное увеличение онлайн-покупок в сегменте e-grocery (онлайн-продажи товаров повседневного спроса).

Сергей Ломакин, сооснователь торговой сети Fix Price, поясняет, что «в период самоизоляции многие россияне вынужденно попробовали совершать покупки в интернете», а число купивших что-то онлайн хотя бы один раз, составило, по оценке эксперта, около 60 миллионов человек. Эксперт также отмечает, что психологический барьер, который существовал ранее,был преодолен даже в отношении продуктов питания, то есть, покупатели уже не опасаются того, что при заказе с помощью онлайн-сервисов они получат что-то некачественное или испорченное.

По оценкам аналитиков из Infoline, на которые ссылается газета «Известия», в 2020 году рынок e-grocery вырос более чем на 100 млрд рублей по сравнению с предыдущим годом и достиг отметки в 145 млрд рублей, а через три года его объем может превысить 600 млрд рублей. Это является предпосылкой роста числа экосистемных игроков, но пока, по мнению экспертов, конкуренция не так сильна, и до конца не понятно, будут ли ИТ-компании представлять угрозу ритейлерам или же компании предпочтут объединить усилия в развитии цифровых платформ.

Как отмечает Сергей Ломакин, «мало какую из топовых розничных компаний можно назвать классическим ритейлером». По его словам, собственное производство сегодня составляет основную часть оборота лидеров рынка. Они имеют собственные логистические комплексы, автопарки, фермерские хозяйства, теплицы, заводы и фабрики-кухни. «Это та самая основа, без которой ИТ работать не будут: приток покупателей обеспечивается за счет более совершенного управления розничным сегментом, грамотного категорийного менеджмента и развития ассортимента собственных торговых сетей», – уточняет эксперт. Ахиллесовой пятой онлайн-торговли, по мнению сооснователя Fix Price, является логистика. «Во-первых, нанять интеллигентных курьеров за минимальные для рынка деньги невозможно. Во-вторых, эффект масштаба в логистике не работает, и говорить о существенном изменении финансовой модели можно будет только с распространением беспилотных технологий», – объясняет Сергей Ломакин. При этом он уверен, что ритейлу необходимо распрощаться с исключительно офлайн-средой и следовать за потребителем в интернет, мобильные приложения и на партнерские платформы».

Справка:

Сергей Ломакин предприниматель, один из основателей первого российского дискаунтера торговой сети «Копейка».

В 2007 году Сергей Ломакин возглавлял российское отделение глобальной инвесткомпании, созданной им совместно с зарубежными партнерами. Компания занималась инвестициями в ритейл-стартапы и развитием уже работающих проектов в сфере розничной торговли. Сеть Fix Price, первый магазин которой был открыт при участии Ломакина в декабре 2007 года, была одним из таких проектов. Сегодня – это международная сеть, состоящая из 4000 магазинов, расположенных в России и в ряде стран ближнего зарубежья.