Правительство не намерено обсуждать продление режима «единого налога на вмененный доход» (ЕНВД), прекращающего действие с начала 2021 года,— с идеей продления его до 2024 года выступил бизнес-омбудсмен Борис Титов. По мнению Минфина и ФНС, реальная налоговая нагрузка по ЕНВД составляет сейчас менее 1% выручки, режим используется в основном для налоговой оптимизации и остается последней «брешью» в системе налогообложения. В Госдуме и бизнес-объединениях с отказом от ЕНВД согласны. Минфин будет в 2020 году готовить подробные объяснения по переходу налогоплательщиков, использующих ЕНВД, на современные «цифровые» режимы.

Правительство дало официальный отзыв на инициативу уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, выступившего с инициативой продлить действие отменяемого с 1 января 2021 года режима ЕНВД (см. “Ъ” от 28 августа). Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов заявил, что Белый дом готовит информкампанию по разъяснению порядка перевода индивидуальных предпринимателей и юрлиц на другие налоговые режимы. По мнению министра финансов, режим ЕНВД продлевать не следует, но нужно подготовить все необходимые разъяснения, как закрывать соответствующий режим, как открывать новые предприятия, с тем чтобы бизнес, который работает в этом формате, не имел дискомфорта и не испытывал каких-либо неожиданностей при отмене режима.

ЕНВД — второй по популярности спецрежим уплаты налогов после упрощенной системы налогообложения (УСН), им сейчас пользуются 200 тыс. юрлиц и до 1,8 млн ИП, это 36% от всех использующих спецрежимы. Налог уплачивается в местные бюджеты, что делает его близким к патентной системе налогообложения,— на нее, по оценкам ФНС, перейдет с 2021 года большая часть этих налогоплательщиков.

ФНС представила статистику использования спецрежимов, из которой очевидна причина позиции Белого дома по инициативе Бориса Титова: из нее однозначно следует, что ЕНВД остался последней «брешью» в НК, позволяющей массовый уход от налогов.

Как следует из статистики ФНС, в 2018 году общий вмененный доход по ЕНВД составил 904,2 млрд руб., увеличившись с 2017 года на 1,3%,— при этом налоговые сборы по нему составили 64,5 млрд руб., что на 8,7% меньше прошлого года. С 2014 года снизились и номинальная сумма вмененного дохода по ЕНВД (на 0,3%), и сборы (на 16%), и число плательщиков (на 4,8%). При этом поступления от УСН (при практически том же числе плательщиков — 2,2 млн) выросли в 2018 году на 4,5%, сумма уплаченного налога больше в семь раз, чем налоги с ЕНВД (422 млрд руб.), а выручка составила 17 трлн руб.

Ситуация, в которой один и тот же малый и средний бизнес в режиме ЕНВД снижает платежи, а в режиме УСН — повышает, трактуется ФНС однозначно: речь идет об использовании ЕНВД для «генерации ненаблюдаемых доходов». По словам главы ФНС Михаила Мишустина, анализ выручки по ЕНВД после введения онлайн-касс (с 1 июля 2019 года работающие в таком режиме могут не использовать ККТ, если не имеют наемных работников) показал, что «средняя ставка налога для них составляет 0,81%» — средний размер вмененного дохода плательщика ЕНВД составляет 450 тыс. руб. в год, средняя выручка по онлайн-ККТ — более 12 млн руб. в год. «Для большинства малых предпринимателей переход на другой налоговый режим не повысит налоговую нагрузку, а в некоторых случаях может и снизить ее»,— заявил “Ъ” господин Мишустин. Кроме того, опыт ФНС по маркировке меховых изделий продемонстрировал активное использование ЕНВД для организации оборота контрафакта и занижения таможенной стоимости импорта. А дробление бизнеса для формального соответствия условиям ЕНВД (до 100 занятых) позволяло в отдельных случаях создавать группы компаний с продажами в 1,7 млрд руб. в год с эффективной ставкой налога в 0,1% оборота.

Надежды на обсуждение будущего ЕНВД обнуляет и позиция Госдумы. Глава бюджетно-налогового комитета Госдумы и фактический соавтор Налогового кодекса Андрей Макаров заявил “Ъ”: «Дискуссия, которую сегодня пытаются развернуть по поводу сохранения ЕНВД, лишена всякого смысла». Режим, по словам самого влиятельного в парламенте специалиста по налоговой системе, обречен: ЕНВД создавался как временный при отсутствии возможности у правительства контролировать уплату налогов в малом бизнесе, цифровизация ФНС исправила ситуацию, модернизация режима бессмысленна, и сейчас он, по сути, является «антицифровым». Предпринимательские объединения ЕНВД, аналоги которого (см. справку) остаются лишь в нескольких юрисдикциях, поддерживать не готовы. Так, президент «Опоры России» Александр Калинин заявил “Ъ”, что продление режима «неоправданно» — набор мер, анонсированный правительством для переходного периода с 2021 года, бизнес устраивает.

Дмитрий Бутрин

Источник