В 2020 году федеральное агентство Россотрудничество возглавил Евгений Примаков, пообещавший тогда бороться со взяточничеством и отмыванием денег в ведомстве. Однако за это время, на официальном сайте организации, напротив, перестала публиковать хоть какая-то информация о расходах бюджетных средств.

Это ситуация неудивительна — Счетная палата РФ признала Россотрудничество более закрытым, чем даже ФСБ и Минобороны. Получить информацию о работе этого ведомства — настоящая проблема.

Некоторые данные, однако, все можно найти на просторах Интернета. В частности, на Едином портале госзакупок приводится отчет о проведении тендера Россотрудничества на проведение Международного конгресса «Языковая политика стран СНГ» в Казахстане.

Инициатива является действительно похвальной, ведь преподавание и продвижение языка является ключевым инструментом «мягкой силы». Однако реализация такого заманчивого проекта вызвала много вопросов. В первую очередь, почему об этом мероприятии Россотрудничество нигде не пишет? Получается, что никаких гостей на нем не будет?

Однако по условиям тендера — это не так. В условиях пандемии подрядчик должен обеспечить перелет и комфортное размещение для более сотни иностранных гостей не далее, чем в одном километре от проведения конгресса. Начальная стоимость контракта составила порядка 4,5 миллиона рублей.

Финалистом тендера стал индивидуальный предприниматель Андрей Анатольевич Кашуба. Удивительно, но бизнесмену удалось занизить ценовые рамки контракта почти на четверть — это при том, что организовать такое крупное мероприятие крайне трудно и затратно в связи с пандемией.

Сведения из открытых источников показывают, что Кашуба является создателем нескольких ИП и ООО, связанных с киномонтажом и телепрограммами. А его последнее предприятие позволяет работать аж по 83 абсолютно разным направлениям, включая «деятельность туристических агентств».

Видимо, именно поэтому экспертная группа присудила победу в тендере именно Кашубе, несмотря на возникающие вопросы в способности микрофирмы с уставным капиталом в 10 тысяч рублей провести мероприятие. Ее не смутило отсутствие ни фактического опыта, ни наличие подробной информации о его организациях. В течение месяца после подписания соглашения бизнесмен получит 30% от суммы контракта, то есть более миллиона рублей.

Россотрудничество продолжает свою печальную традицию возлагать ответственность за проведение ключевых мероприятий на «темных лошадок» без необходимого опыта и с сомнительным бэкграундом. Такая неразборчивость ключевого российского ведомства, задачей которого является продвижение «мягкой силы» нашей страны за границей, ставит под сомнение компетентность руководства Агентства. Ведь в дальнейшем подобная практика может привести к потере авторитета России и, что серьезнее, срыву государственных сделок и геополитическим провалам.