В минувшую среду, 10 ноября, в Петербурге был задержан глава Управления социального питания Алексей Барабанщиков, которому формально инкриминируют причинение имущественного ущерба по ст. 165 УК РФ. Сегодня стало известно о его увольнении с должности.

Настоящие претензии к чиновнику вызваны отказом экономить на школьном питании. Барабанщиков состоял в совете директоров «КСП Красносельского района», побеждавшего на аукционах по качественным показателям, а не за счет демпинга, как это принято на петербургском рынке.

Перед задержанием глава ведомства дал громкое интервью о ситуации в Северной столице, где высказался о нежелании Смольного наводить порядок в сфере школьного питания. Однако позже должно было выйти ещё более откровенная беседа с главой УСП, которую петербургские издания отказались публиковать из-за возможного давления городских властей. Вероятно, это могло стать настоящей причиной задержания Барабанщикова.

Однако издание «Блокнот» пошло на риск и опубликовало выдержки из не вышедшего интервью.

По мнению чиновника, основной проблемой для Петербурга стали картельные сговоры на рынке и тесное взаимодействие комбинатов с районными администрациями. Примечательно, что поделенные за 20 лет сферы влияния совпадали с границами административных районов, где чиновники видимо формировали конкурсную документацию так, чтобы победа досталась нужному поставщику.

Часть подобных схем была раскрыта ФАС. В интервью Барабанщиков напомнил о картеле в Колпино, где четко раскрывалось сотрудничество районной администрации и комбинатов. Он также обратил внимание, что поставщики годами работают в одних и тех же районах.

Однако ответить на вопрос о том, присутствует ли здесь лоббизм, он предложил правоохранителям.

«Есть ли такой лоббизм? Если есть, то приводит ли он к общественно опасным последствиям, теряет ли городской бюджет деньги?» - сказал Барабанщиков.

Экс-глава УСП способствовал изменению системы проведения тендеров, чтобы подобные незаконные схемы были ликвидированы. Частично организацией тендеров занялся комитет по госзаказу. Ход торгов по-прежнему контролировали районные администрации, однако регламент для конкурсной документации был един для всех. Данное решение позволило сделать систему более прозрачной и справедливой, однако некоторые компании это не устроило.

Баранбищков рассказал в интервью, что ответом на разработку требований по Единому стандарту питания стал шквал критики.

«Я думаю, уместно предположить, что некоторым предприятиям новая система невыгодна, потому что она разрушает сложившиеся связи и договоренности», - подчеркивал глава ведомства.

Кроме того, чиновник отметил, что комитет по госзаказу выбрал правильные методы повышения конкуренции на рынке, одобренные ФАС, однако районные администрации встретили их сопротивлением.

«Мы знаем примеры того, как компании побеждали в конкурсах, организованных Комитетом по государственному заказу, потом договаривались с заказчиками и расторгали договоры по соглашению сторон, чтобы затем переиграть конкурс уже через администрацию района и получить контракты по более выгодным для себя ценам», - рассказал Барабанщиков.

По его мнению, Смольный не обращает внимания на ситуацию из-за других приоритетов.