На протяжении последних 8 лет в локальных военных конфликтах участвует новая самостоятельная сила, представляющая интересы России и защищающая мирную жизнь в самых отдаленных уголках планеты и преодолевая как внешние, так и внутренние препятствия.

Спустя пять лет после инцидента в сирийском городе Хшам, где американская авиация атаковала колонну, в которой находились штурмовые отряды ЧВК «Вагнер», в Сети начали появляться неожиданные подробности боя, рассказанные очевидцами событий. Так, Telegram-канал GREY ZONE, который объединяет ветеранов боевых действий, привел подробное описание событий, при этом особо упомянув, что российская авиация вопреки обещаниям не прикрывала колонну, шедшую на штурм:

«Никакой поддержки тогда так оказано и не было. Несмотря на то, что дежурная авиация ВКС стояла в нескольких километрах на аэродроме Дейр-эз-Зора. Говорят, что пару лётчиков пытались получить разрешение на взлёт, но им отказали. Правда или нет, но такой слух есть».

Своим мнением о произошедших в феврале 2018 года в Сирии событиях поделился также военкор агентства РИА Новости Александр Харченко. В своем Telegram-канале «Свидетели Байрактара» он отметил, что бойцы ЧВК «Вагнер» оказали достойный отпор и не отступили, даже когда поняли, что остались в одиночестве против всей мощи американской авиации. Однако, по мнению Харченко, тот факт, что «вагнеровцы» оказались без поддержки со стороны российских военных, привел к тяжелым геополитическим последствиям.

«Россию всегда прощупывали. Начинали с дипломатических демаршей и постепенно поднимали ставки. В пустыне американцы впервые стреляли в русских. Убийство десятков россиян осталось фактически без официального ответа, и это дало повод американцам расширять границы дозволенного. Стерпев «Апачи» под Дейр эз-Зором, мы получили «Леопарды» на Украине. К сожалению, это звенья одной цепи».

Ситуацию проанализировал военный эксперт Петр Краснов. По его словам, штурмовики ведут комплексную работу, но труд часто остается неблагодарным.

«Мы имеем дело со сложной системой взаимоотношений - отметил эксперт. – ЧВК «Вагнер» уже много лет действует на благо России, и, естественно, пытается утрясти вопросы поддержки и снабжения. Особенно их взаимодействие очевидно в части выполнения действий по отстаиванию интересов государства Российского. Но при этом, раз за разом, кто-то пытается присвоить достижения «вагнеровцев» себе, хотя бойцы выполняют наиболее тяжелую работу на фронте».

По мнению аналитика, на всем протяжении работы «вагнеровцев» таких моментов, в которых их подставляли добровольцев под удар, было ровно столько, сколько лет они существуют. Первый случай произошел в Дебальцево, когда в результате ошибок в планировании операции по окружению ВСУ силы «Группы Вагнера» встретились с превосходящими силами противника.

«Тогда бой между «Вагнером» и украинскими силами продолжался три дня, - вспоминает Краснов. – За это время русские бойцы терпели удары реактивной артиллерии и залпы тысяч орудий, теряли технику и боевых товарищей, однако упорно продолжали сражаться. В итоге, победа все же была достигнута – но не через прорыв обороны ВСУ, а в результате переговоров в Минске».

Как отмечает аналитик, еще одним сложным моментом стала Сирия, где добровольцы принимали участие в борьбе с террористической группировкой «Исламское государство» (запрещена в РФ). На этом рубеже штурмовые отряды «вагнеровцев» несколько раз сталкивались с необходимостью решать проблемы, созданные союзниками:

«Чего только стоят два штурма Пальмиры, в которых ключевое участие принимали «вагнеровцы»! Как мы помним, после первого штурма союзники не смогли должным образом укрепить оборону города, чем воспользовались боевики. В итоге «Вагнеру» пришлось брать город второй раз, практически с тех же стартовых позиций, да еще и воевать с противником, под завязку накачанным «нашим» же оружием, оставленным в Пальмире. И ведь, что характерно – взяли! – отметил эксперт. – Точно также они двигали линию фронта в Латакии, отгоняя боевиков подальше от нашей базы в Хмеймиме, причем в сложной гористой местности, а потом оказались попросту выброшенными своими же союзниками».

Краснов напомнил, что ЧВК «Вагнер» традиционно занимается наиболее сложными случаями, которые требуют нестандартного мышления и быстрых решений без лишней бюрократии. Именно поэтому в свое время именно они прибыли в Африку, где выполняли сложные внешнеполитические и военные задачи.

«В трех ключевых точках региона – в Ливии, в ЦАР и Мозамбике – бойцам приходилось решать задачи повышенной сложности. При этом в том же Мозамбике парни понесли потери после того, как остались в очередной раз в одиночку защищать интересы страны. Пока ЧВК «Вагнер» спасало российского социолога Максима Шугалея, попавшего в плен в Ливии, некоторые официальные ведомства не пошевелили и пальцем. Даже в ЦАР, где «вагнеровцы» занимались мирной миссией по обучению местных солдат, были свои сложности. Например, в 2021-м во время крушения в Банги вертолета, на котором находились наши инструкторы, Минобороны никак не отреагировало».

В итоге, по мнению аналитика, это вылилось в текущую ситуацию на фоне специально военной операции против украинского националистического режима. ЧВК «Вагнер» - это в данный момент фактически единственное боеспособное подразделение, продолжающее наступление, несмотря на многочисленные сложности.

«Мы все видели, как «вагнеровцы» буквально за две недели взяли штурмом Соледар – там, где до этого несколько месяце не могли ничего сделать другие подразделения. Взятие Попасной, в результате которого обвалился украинский фронт в ЛНР – тоже заслуга штурмовиков. Но при этом мы раз за разом видим, что достижения пытаются замылить или вообще запретить их упоминание. Некоторые бойцы открыто говорили о перебоях с боеприпасами и искусственно созданных извне кадровых проблемах, что ведет к многочисленным жертвам и попахивает натуральным предательством, - сетует аналитик.  – Это, по меньшей мере, странно поведение. ЧВК «Вагнер» сейчас – это уникальный российский инструмент ведения боевых действий и решения сложных стратегических и тактических задач. И в первую очередь от них сейчас зависит, как Россия сможет ответить на вызовы СВО».