Рынок железнодорожных перевозок России может избавиться от критической зависимости от РЖД

Рынок железнодорожных перевозок пребывает в критической зависимости от РЖД, и сейчас, когда дочернее предприятие железнодорожников – «Федеральная грузовая компания» (АО «ФГК») вот-вот лишится 27 тысяч полувагонов, которые держала в аренде последние пару лет, проблема дефицита составов может усугубиться.

Как сообщает издание «ПРАЙМ» проблема нехватки вагонов для железнодорожных грузоперевозок имеет несколько основных причин. Одна из них связана с тем, что пару лет назад правительством был сокращен предельно допустимый срок службы грузовых составов, в результате чего фактически в утиль, на металлолом, пошло порядка 200 тысяч единиц транспорта. Эксперты подсчитали, что доля полувагонов, дефицит которых теперь наблюдается, составил около 50%.

Разумеется, это обстоятельство не могло не отразиться на арендной ставке, по которой теперь грузоотправители могут арендовать вагоны в аренду. Еще два года назад взять состав на сутки обходилось в 560 рублей, сейчас за это же российским предприятиям необходимо выложить две тысячи рублей. При этом тарифами, как не трудно догадаться, заведует никто иной как АО «ФГК», ведь именно эта компания на сегодняшний день является лидером рынка железнодорожных грузоперевозок на территории России.  И именно «дочка» РЖД первой подняла ставки, чему даже пыталась помешать федеральная антимонопольная служба. «ФГК» первой на рынке подняла цену, операторы следом повышают цену. ФГК увела это в заоблачную сферу. Весь рынок ушел следом. Потом мы удержали рост тарифа на уровне 4%», – приводит слова главы ФАС Игоря Артемьева издание.

Со своей стороны, ФАС предписала «ФГК» в течение 15 дней предоставлять экономическое обоснование повышения тарифов в случае, если их планируется увеличить более чем на 8% за квартал. Однако это требование ведомства компания проигнорировала, причем очень выгодно. Впоследствии сумма штрафа, который за неисполнение предписания «дочка» РЖД должна была выплатить, оказалась всего 400 тысяч рублей, в то время, как прибыль от «тарифной» вакханалии составила почти три сотни миллионов в сутки.

Еще одной ложкой дегтя в и без того непростую ситуацию с нехваткой вагонов, стало разбирательство Ростеха, который с этого года контролирует «УВЗ-Логистик», и РЖД «в лице» «ФГК». Последняя компания, как оказалась, на крайне выгодных для себя условиях использовала ресурсы УВЗЛ в количестве 27 тысяч полувагонов последние пару лет. При этом компания-меценат, отдавшая свой транспорт, взятый в лизинг, на поступающую арендную плату даже не могла покрыть платежи по этому лизингу. Сейчас РЖД будет возвращать Ростеху вагоны и остается только догадываться, как скажется это на состоянии рынка железнодорожных перевозок в стране. Опрошенные «Коммерсантом» специалисты считают, что дефицит не усугубится.

 

Comments are closed.