Платить налоги не любит никто, но уходить от них стали гораздо меньше. Расчет бизнесменов прост: гораздо проще, действительно, заплатить налоги и спать спокойно, чем бегать от ФНС и изобретать схемы, тем более, что со схемами в последнее время стало совсем тяжко. После введения единых баз данных налоговая стала легко отлавливать умельцев, которые использовали лазейки в законе для ухода от налогов, как сообщает Российская Газета.

Самое распространенное решение – это дробление (или, говоря модными терминами, разукрупление) бизнеса. Раньше выявить такие случаи было невозможно,  потому что вся отчетность сдавалась на бумаге, была не систематизирована, и даже когда ввели отчетность в электронном виде, базы не были сведены, хитрые бизнесмены продолжали вести свой незаконный бизнес.

Халява закончилась, когда Налоговая обновила и объединила свои базы. Тут-то и выяснилось, что многие компании с одинаковыми названиями, одинаковыми адресами, одинаковыми директорами при этом являются вроде как совершенно обособленными коммерческими предприятиями. Зачем это делалось? Чтобы каждая из таких компаний подпадала под упрощенный режим налогообложения.

Естественно, те, кого поймали за руку, начали активно отбиваться, как делает это, например, сахалинский предприниматель Анатолий Змачинский, который имел в собственности АЗС, которую сдавал в аренду другим компаниям, при этом сам же выступал поставщиком ГСМ. Как только компания подходила к черте в 60 млн. рублей, после чего должна была «слететь» с упрощенки, арендатор менялся.

Другой пример – Александр Митюшин, владелец ООО «Автомир» из Петропавловска-Камчатского. Также использовал схемы дробления бизнеса, что позволило ему с оборота в 1,4 млрд. рублей платить всего 6 млн. рублей налогов в год. Очень возмущался, когда налоговая доначислила в уплату более 260 млн. рублей, после того, как вскрылась вся схема. А чего обижаться-то?

Верховный суд прямо указал, что если "видимость действий нескольких юридических лиц прикрывала фактическую деятельность одного хозяйствующего субъекта", налоговый орган может доначислить платежи "исходя из подлинного экономического содержания их деятельности путем консолидации доходов и исчисления налогов по общей системе налогообложения".