По распоряжению Кабмина РФ в регионы направят 127,7 млн рублей на обеспечение горячим питанием учеников начальных классов.

Дотации поступят в 195 учебных заведений, которые располагаются в 10 регионах. Деньги распределят согласно количеству младших школьников в том или ином образовательном учреждении. В минувшем году государство выделило на питание младших школьников более 22 млрд рублей. В этом году сумма составит около 59 млрд рублей.

В связи с этой инициативой возникают опасения по поводу некоторых поставщиков питания, которые ранее были пойманы на сговорах с целью поддержания максимальной цены на услуги. Сразу два региона, где выявили картели, получат дополнительное финансирование. Речь идет о Псковской области и Карелии.

Так, псковское отделение Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) зафиксировало нарушения при организации питания в муниципальных школах. Дело возбуждено в отношении четырех местных компаний. Все они участвовали в конкурсах с заранее оговоренным результатом на общую сумму более 100 млн рублей.

В Карелии возбуждено дело по статье «Ограничение конкуренции в составе картеля». Предполагается, что в период с 2015 по 2017 годы зарегистрированные в Петрозаводске компании сговорились, ограничив конкуренцию. Незаконный доход достиг 68,7 млн рублей.

Более пяти картелей выявлено на рынке социального питания Санкт-Петербурга. В середине 2020 года сотрудники УФАС зафиксировали крупный сговор среди комбинатов в Колпинском районе. В него вошли предприятия «Артис-Детское питание», «База Мария», «Лимак-Нева», «СПб Спец Строй», «Евроспецсервис», «Специализированная торговая компания», «НУР», «Невская дистрибьюторская компания», «Юридическое бюро «Авангард», а также администрация района. В деле фигурируют торги на обеспечение 29 госконтрактов на общую сумму 650 млн рублей.

В Васильевском районе Петербурга в сговоре на общую сумму 65 млн рублей уличили компании КСП «Василеостровского района», «Фирма Флоридан» и «Воскресенье», тем не менее «Фирма Флоридан» в последующем через суд оспорила 41 из 50 электронных аукционов. Однако по 9 аукционам Тринадцатый арбитражный апелляционный суд признал нарушения, отдельно указав, что АО «Фирма Флоридан» и ООО «Воскресенье» по сути, «распределили» между собой торги и определили для себя приемлемый процент снижения первоначальной цены в целях получения максимальной прибыли. Именно такое поведение закон называет картелем и признает его общественно опасным.

Как видно из официального ответа АО «Фирмы Флоридан», компания не считает что суд не нашел подтверждений, что имели место негативные последствия. Однако, в решении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А56-166144/2018 от 20.12.2019 сказано следующее:

«Таким образом, следует признать ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что поведение АО «Фирма Флоридан», ООО «Восресенье» при участим в торгах с номерами извещений №0372200145217000004, № 0372200205217000003, № 0372200219817000005, № 0372200229217000006, № 0372200236017000001, № 0372200250217000006, № 0372200254317000003, № 0372200257417000004, № 0372200261717000005 не имело характерных признаков картеля и не обеспечивало преимуществ победителю, не ограничивало конкуренцию, так как в результате сговора между указанными участниками не были достигнуты цели Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно снижение цены контракта, экономия средств бюджета, полученная в результате соперничества хозяйствующих субъектов. Указанные лица, по сути, «распределили» между собой торги и определили для себя приемлемый процент снижения первоначальной цены в целях получения максимальной прибыли. Именно такое поведение закон называет картелью и признает его общественно опасным». Полный текст решения размещен в картотеке арбитражного суда.

Кто же в итоге вводит в заблуждение наших читателей, АО «Фирма Флоридан» или Тринадцатый арбитражный апелляционный суд каждый вправе решить самостоятельно.

Ситуация с картелями говорит о том, что за дополнительными субсидиями от государства, которые выделяются на школьное питание, необходимо ужесточить контроль. Далеко не все участники рынка ставят здоровье детей выше собственной прибыли, как показывает практика.