Нашумевшая в прошлом году история с арестом в Кувейте российской предпринимательницы Марии Лазаревой получила продолжение. Одно из возбужденных в отношении россиянки уголовных дел рассыпается на стадии расследования и грозит вскрыть вопиющую несправедливость вынесенного ей ранее приговора по другому делу.

Генпрокурор Кувейта однажды публично пообещал, что Лазарева из тюрьмы не выйдет. Сдержать это обещание в рамках закона будет довольно сложно, и прокурор сам рискует потом «не выйти иp тюрьмы».

Напомним, в 2017 году в Кувейте в отношении Лазаревой завели сразу два уголовных дела. Первое – о якобы невыполнении обязательств по контракту управляемым Лазаревой инвестфондом KGLI о разработке стратегии создания логистического хаба в Кувейте и хищении выделенных на это средств. Второе – о растрате денег контролируемого KGLI Портового фонда.

Оба уголовных дела базируются на показаниях единственного свидетеля – бывшего аудитора KGLI Аль-Алайна. Адвокаты Лазаревой ранее неоднократно указывали, что Аль-Алайн – лицо заинтересованное. Как сторона защиты, свидетель был уличен в подтасовке фактов и подделке документов.

В мае 2018 года состоялось заседание суда по первому делу. Доводы адвокатов и показания свидетелей от защиты никто слушать не стал. Суд вынес решение о лишении Лазаревой свободы сроком на десять лет.

Как пишет Коммерсантъ,  апелляция на решение суда уже подана. Защита надеется на его скорейший пересмотр. Здесь определенную роль может сыграть второе уголовное дело, которое практически рассыпалось и стало свидетельством клеветы со стороны Аль-Алайна. Дело в том, что на основании его показаний генпрокуратура обвинила Лазареву в растрате почти $500 млн Портового фонда (TPF). Фонд привлекал деньги инвесторов из Кувейта, США и Европы.

В 2017 году после обвинений в адрес KGLI Лазарева решила продать проекты TPF, а деньги положить на счета в дубайском банке Noor, чтобы потом их разделить между инвесторами. Сделать это россиянка не успела. По требованию генпрокурора Кувейта счета TPF заморозили. Сам факт того, что в силу блокировки счетов деньги инвесторам вернуть не удастся, был представлен как свидетельство мнимой растраты.

Здесь на помощь Лазаревой пришли американские компании, которые потребовали разблокировать счета TPF и вернуть деньги инвесторам. Под давлением из Штатов Noor пошел на уступку. Инвесторы, в том числе кувейтский Пенсионный фонд, без проблем вернули средства плюс дивиденды.

Таким образом, состава инкриминируемого Лазаревой преступления попросту не нашлось, а свидетель прокуратуры Кувейта себя скомпрометировал. Адвокат Марии Лазаревой Екатерина Духина уверена, что второе уголовное дело до суда наверняка не дойдет, хотя прокуратура умудряется продолжать следствие без состава преступления. Но что более важно, так это появившиеся основания тщательно перепроверить показания и документы Аль-Алайна по первому делу. Приговор нужно срочно пересматривать подчеркнула Духина.

Отвергать логику стороны защиты, не теряя лицо, становится сложнее. Как говорится, если аргумент слаб, его нужно усилить голосом. В данном случае аргументов держать Лазареву в тюрьме не остается вообще никаких. Наверняка именно поэтому в Кувейте нашлись силы, которые развернули в СМИ и соцсетях целую кампанию против Лазаревой. Поток негатива дошел до того, что радикалы стали предлагать «оторвать этой русской голову».

На фоне таких угроз защита всерьез обеспокоена за жизнь россиянки. Надежда как-то форсировать процесс пересмотра приговора Лазаревой возлагается на дипломатов. Посольство РФ в Кувейте по поручению министра иностранных дел Сергея Лаврова держит ситуацию на особом контроле. У МИДа богатый опыт отстаивания прав российских граждан за рубежом, и наверняка в данном случае он как никогда пригодится.