США теряют позиции в Африке, в связи с чем в борьбу за влияние на континенте все чаще вмешиваются различные страны Европы и Азии.

Россия развивает сотрудничество с африканскими государствами с 2015. Наибольшее внимание Москва уделяет северо-восточной и центральной частям региона. Вашингтон не может игнорировать такое развитие событий.

Еще в 2018 году Африканское командование ВС США рекомендовало руководству западной страны увеличить финансирование на операции в Африке. В качестве главной угрозы для американских интересов на континенте выбрали Россию и экономическое влияние Китая. Радикальный исламизм и терроризм в глазах Штатов оказался менее опасным.

В результате в 2019—2020 годах объемы пропаганды, дипломатического воздействия, тайных операций и других проявлений «мягкой силы» со стороны США значительно возросли. Таким образом Запад пытается нивелировать здоровую конкуренцию в Африке.

Судан стал государством, в котором эта политика использовалась в полную силу. После свержения президента Омара аль-Башира в 2019 году иностранные акторы пытаются дестабилизировать обстановку и сформировать новую реальность страны под себя.

Россия сотрудничала с Суданом еще до смены власти. Когда это произошло, новое правительство подтвердило приверженность достигнутым договоренностям о создании полноценной военно-морской базы РФ в Порт-Судане. Дипломатические представители и военные из РФ часто проводили встречи и со старыми властями, и с новыми.

Недавно в Хартум приехал заместитель министра обороны Александр Фомин во главе делегации для обсуждения вопросов военно-технического сотрудничества, а также по теме объекта на берегу Красного моря. Между Россией и Суданом установились крепкие связи, которые США упорно пытаются разрушить.

Вначале они попытались заблокировать вопрос строительства базы в Порт-Судане. Вашингтон давил на суданских чиновников, обещая стране кредиты. Корабли НАТО регулярно курсируют в акватории страны, показывая, что Штаты и их сателлиты не намерены просто так сдавать позиции в регионе.

При этом на арене есть еще и Китай, у которого имеется существенный пакет инвестиций в экономику Судана. Пекин планирует множество крупных проектов, дополняющих общую стратегию «Один пояс – один путь». Кроме того, азиатская страна поставляет различное вооружение партнеру, поскольку обладает возможностью опираться на собственную военно-морскую базу в Джибути.

Не стоит забывать и о региональных державах, которые интересуются Суданом. Главные среди них – Саудовская Аравия и ОАЭ, которые поддерживали смену власти в Хартуме и политическую стабилизацию после переворота. Они выдали африканской стране ряд кредитов.

Турция тоже намерена расширять влияние в Африке. Анкара предлагает Хартуму различные инфраструктурные проекты. Скорее всего, турки планируют масштабное военно-техническое сотрудничество, а также проекты прямого партнерства в сфере обороны. Подобные они уже реализуют в Сомали.

Все указывает на то, что конкуренция за военно-политическое и экономическое влияние на континент в целом и Судан в частности будет расти. Действующее правительство стремится получить выгоду от всех заинтересованных сторон. Однако продолжать такую политику многовекторности долго не получится. Это подрывает стабильность африканского государства, так как игроки стремятся подорвать позиции конкурента.

Что касается России, Москва не откажется от сотрудничества с Хартумом и военно-политической работы в регионе, поскольку занимает важную позицию в реализации африканской стратегии. При этом США явно попытаются сорвать этот масштабный геополитический проект.